Аппликатура блокфлейты

"Fingering the Recorder" by Nicholas S. Lander,
translated by Vladimir Ichtchenko (Wowwi)

Введение

В этой статье описываются подробные стандартные и альтернативные аппликатуры блокфлейт альта и сопрано современной ("английской", "барокко") систем.
Аппликатура для альта указывается первой, за ней в скобках - аппликатура для сопрано или тенора, звучащего на октаву ниже.

Таким образом eb''(bb'') = указывает, что приведённая аппликатура даст звук eb'' (Ми-бемоль второй октавы) на альте и bb'' (Си-бемоль второй октавы) на сопрано.

Условные обозначения:
или = отверстие открыто
или = отверстие закрыто
или = отверстие открыто наполовину
, или = исполнять трель в указанной позиции
= раструб закрыт (прижат к колену).

Основные цели использования альтернативных аппликатур:

  1. Для избежания трудных движений пальцами, особенно на большой скорости.
  2. Для воспроизведения легато легко, без "кликов" и дополнительных звуков, без особенно сложных движений пальцами.
  3. Для воспроизведения трелей и фиоритур, трудных или невозможных с использованием обычных аппликатур.
  4. Для подстройки инструмента "на ходу".
  5. Для подстройки тона интенсивным или слабым дыханием.
  6. Для достижения различных спецэффектов, таких как изменение тембра, воспроизведение микротонов и аккордов.

Пункты 4, 5 и 6 технически сложны.
У современных блокфлейт редко бывают проблемы с настройкой если об инструментах хорошо заботятся. Качественный инструмент может быть возвращён производителю для точной настройки.
Подстройка тона интенсивным или слабым дыханием, как правило, влечёт за собой изменение громкости. В любом случае, подстройка громкостью весьма спорна и обладает сомнительной ценностью. Вместо того, чтобы изменять тон громкостью, флейтисты обычно прибегают к контрастной артикуляции или другим психологическим приемам, чтобы создать иллюзию динамики.
Специальные эффекты, указанные в пункте 6, для большинства музыкантов будут интересны лишь в качестве акустических курьёзов. Тем не менее, все большее число современных композиций требует применения подобных техник.
Пункты 1, 2 и 3 будут полезны для всех музыкантов, играющих на блокфлейте. Всвязи с этим аппликатуры и методы будут изложены применительно к трём вышеуказанным целям.
 

Первая октава: f'- f'' (c''-c''')


f'' (c''') Стандартная аппликатура: .
Существуют десятки возможных аппликатур для этой ноты! Основной альтернативой является которая обычно используется в пассажах и легато связанных с нотами ниже c'' (g'').
Эта аппликатура используется для трелей f#''- e#'' (c#'''- b#'') с переходом на d#'' (a#'') , что труднодостижимо с использованием стандартной аппликатуры.
Второй по значимости альтернативной аппликатурой для f'' (c''') является (). Она используется для трелей f''-eb'' (c'''- bb'') с переходом на d''(a'').
Последняя комбинация имеет неоценимое значение в пассажах, связанных с последовательностью f''- eb''- d''- eb''- f'' (c'''- bb''-a''- bb''- c''').

e'' (b'') Обычно берётся как .
Распространенная альтернатива для этой ноты - используется для легато и трелей f''- e'' (c'''- b''). Эта же аппликатура используеся и для нот в верхнем регистре: c''' (g'''), b'' (f#'''), bb'' (f''') и a'' (e'''). При использовании в нисходящем легато альтернативная аппликатура e'' (b'') практически бесполезна на большой скорости, зато хороша при восходящем легато. Альтернативная аппликатура e'' (b'') полезна для легато с нотами ниже c#'' (g#''). Это также полезно для возвращения на e'' (b'') с трели g''- f'' (d'''- c''').
Трель f''- e'' (c'''- b'') с возвращением на d'' (a'') довольно трудна. Альтернативная аппликатура e'' (b''), приводимая здесь, может быть быть использована для трели. В свою очередь, нота d'' (a'') может быть исполнена , но этот звук слишком низкого тона на большинстве флейт, чтобы использоваться часто. В всех случаях, кроме очень быстрых темпов, лучше всего исполнять эту трель со стандартной d'' (a''), возвращаясь к f'' (c''') через стандартную e'' (b''), используя альтернативу только для самой трели.

eb'' (bb'') Как правило, это .
Альтернативой для этой ноты является которая, полезна для легато из b'(f#''/gb'') = . Дэвид Беллуджи (см лит.) указывает на то, что эта аппликатура делает очень лёгким исполнение арпеджио b'-d#''-f#'' из "Концерта для Сопранино До-мажор" Антонио Вивальди.
b' = , d#'' = и f#'' = .

d'' (a'') Стандартная аппликатура .
Наиболее полезной альтернативой является , которая используется в основном для трели eb'- d'' (bb'- a''). Эта трель может быть исполнена как для восходящего перехода на c'' (g'') и d'' (a'') , а так же для нисходящего перехода на c'', d'' и eb'' (g'', a'' и bb''). Альтернативная аппликатура d'' (a'') используется исключительно для трели. Этот довольно сложный маневр требует большой практики. С обычной аппликатурой сыграть эту трель практически невозможно.
используется для легато eb''- d'' (bb'- a'') и для перехода f''- eb'' (c'''- bb'') с трели, описанной выше. Эта аппликатура также полезна в легато от d''-g'' (a''- d'''), когда g'' (d''') берётся как в некоторых пассажах, в частности, где они чередуются с легато eb''- g'' (bb''- d''').
Менее эффективная альтернатива для d'' (a'') - может быть использована в последовательности f''- e''- d''- e'' (c'''- b''- a''- b''), что встречается в очень быстрой музыке, и для возврата с трели f''- e'' (c'''- b''), как обсуждалось ранее.

c#'' (g#'') Вероятно, лучше играть как .
На некоторых флейтах можно использовать аппликатуры или . Подходящая аппликатура должна быть определена для каждого инструмента. У большинства инструменов эта нота звучит неточно и не подстраивается, нужно быть очень внимательным, особенно в ансамбле!
Для трели c#''(g#'')-b'(f#'')' следует использовать , держа пальцы, работающие в трели, как можно ближе к инструменту, чтобы подстраивать c#''(g#'') на лету. Эта трель должна начинаться и заканчиваться (при движени вверх) стандартной аппликатурой c#''(g#'').

c'' (g'') Как правило, аппликатура .
Для трелей db''- c'' (ab''- g'') или c#''- c'' (g#''- g'') можно использовать или с возвращением к стандартной аппликатуре.

b' (f#'') Обычно берётся как
может быть использована для быстрой трели a' (f#''- e''), хотя должна начинаться и заканчиваться (при движени вверх) стандартной аппликатурой b' (f#'').

bb' (f'') Обычно берётся как
может быть использована для быстрой трели bb'- a' (f''- e''), которая также должна начинаться и заканчиваться (при движени вверх) стандартной аппликатурой для bb' (f'').
- полезна для трели bb'- ab' (f''- eb''); разрешение для этой трели не представляется возможным.

Вторая октава: f''-f'''(c'''-с'''')

f#''/gb'' (c#'''/db''') Стандартная аппликатура .
Единственная полезная альтернатива для этой ноты , хотя и звучит чуть выше. Этот вариант используется для восходящего и нисходящего легато к e'' (b''). Это также удобно для трели f#''- e'' (c#'''- b''), которая должна начинаться и заканчиваться стандартной аппликатурой f#'' (c#''').
Аппликатура f#''/gb'' (c#'''/db''') может иногда использоваться в легато a''- g''- f#''- g'' (e'''- d'''- c#'''- d'''), когда a'' (e''') = и g'' (d''') =

g'' (d''') .
Необычная альтернатива , используемая для восходящего и нисходящего легато от g'' (d''') к eb'' (bb'') и d'' (a'') = там, где это целесообразно.
Альтернативная аппликатура трели и легато a''- g'' (e'''- d''') является одним из наиболее сложных аспектов техники игры на блокфлейте! Восходящее легато от g'' (d''') к a'' (e''') с применением обычной аппликатуры производит явный "кликающий", "чирикающий" звук. При отточенной технике это будет почти незаметно в нисходящем легато от a'' (e''') к g'' (d'''). Если "щебетание" такого рода может соответствовать исполнению пьесы "Влюблённый Соловей" Куперена и очаровательных моментов в "The Bird Fancier's Delight", то это звучит неуклюже и неуместно в более серьезной музыке. Как легато, так и трель g''- a'' (d'''- e''') требуют альтернативной аппликатуры для устранения этого неприятного звука.
Лучшая аппликатура для трели a''- g'' (e'''- d''') . Эта же аппликатура годится и для легато g''- a'' (d'''- e'''). К сожалению, блокфлейты сильно различаются в реакции на эту аппликатуру. Возможно, это неплохая основа для собственных экспериментов в поисках практической альтернативы. Для флейт, где g'' (d''') = звучит явно низко, аппликатура может быть исправлена на или , хотя результирующее a'' (e''') = или может быть слишком высоким и, в свою очередь потребует коррекции. Этого можно достичь тем, что палец, участвующий в трели, почти не поднимается над отверстием. Нужно искать оптимальный компромисс.
Крайне важно, чтобы эта трель заканчивалась стандартной аппликатурой a'' (e''') = () при разрешении вверх. В очень быстрой музыке за f'' (c''') = может следовать альтернативная g'' (d'''') для самой трели с разрешением в a'' (e''') = (). Во всех случаях, кроме самых быстрых пассажей, предпочтителен выход из трели в стандартную аппликатуру, так как качество тона альтернатив оставляет желать лучшего. "Клик" в конце такого возврата может быть минимизирован путем точной постановки пальцев.
Когда это нисходящая трель, можно сыграть f'' (c''') = с последующей стандартной аппликатурой g'' (d'''). Большинству любителей эффектное исполнение этой трели (или легато) не под силу. К сожалению, на сегодняшний день эта трель для блокфлейты широко распространена!
Третий вариант g'' (d''') , используется в основном для мордента a''- g''- a'' (e'''- d'''- e''') и, очень редко, для быстрых восходящих легато, в частности c''' (g''').
Обратите внимание, что в нисходящих легато от a'' (e''') к g'' (d''') используются стандартные аппликатуры если легато идет только вниз, не превращаясь в восходящее.

g#''/ab'' (d#'''/eb''') Стандартная аппликатура: . Наиболее полезной альтернативой является , которая используется для легато и трели a''- g#'' (e'''- d#'''). Обратите внимание, что тембр этой альтернативной аппликатуры соответствует нотам второй октавы: более продвинутые игроки могут осуществлять свои музыкальные замыслы выбирая из этих двух аппликатур ту, что более соответствует пассажу. Разница в тембре достаточно заметна чтобы прилагать такие усилия.

Как указывает Роуленд Джонс (1973), трель ab''- g'' (eb'''- d''') - основополагающая в технике профессиональной игры на блокфлейте. Он описывает 12 различных вариантов исполнения. Из них , , , , и, возможно, – вполне приемлемы. Все варианты, кроме двух последних могут быть сыграны с разрешением в f'' (c''') = . Предпоследняя альтернатива из перечисленных даёт разрешение в f'' (c''') = .

Tрель g#''- f#'' (d#'''- c#'''), вероятно, лучше играть . Палец, участвующий в трели (6) следует полностью отводить от инструмента для компенсации понижения тона g#'' (d#''') =.
Для трели a#''- g#'' (e#''- d#''') или bb''- ab'' (f'''- eb''') используется

a'' (e''') Стандартная аппликатура: , а альтернатива мало чем отличается по интонации или качеству тона. Для легато g''- a''- bb'' (d'''- e'''- f''') ноту a'' (e''') лучше играть с последующими g'' (d''') = и bb'' (f''') = . Использование этой альтернативы для a'' (e''') в трели a''- g'' (e'''- d''') ''(е''') уже обсуждалось.
В концерте Вивальди ре мажор RV 428, "Il Gardellino"”, для сопранино и струнных есть трудный пассаж с быстрым чередованием a''(e''') и d'''(a'''). Здесь движения пальцев обеих рук почти невозможно синхронизировать на большой скорости. Виртуоз Дэвид Беллуджи предложил интересное решение. Оно заключается в смещении нижней руки на одну позицию вверх перед исполнением пассажа и возвращении в нормальную позицию после исполнения этого отрывка. Таким образом палец 4 охватывает отверстие, которое обычно закрыто пальцем 3, и так далее. Это позволяет чередовать a''-d''' (e'''- a''') аппликатурой . Для решения этой проблемы понадобились анализ нот и эксперименты.

bb''/a#'' (f'''/e#''') Обычно играется: . Широко используются три альтернативы. Первая для трелей bb''- ab'' (f'''- eb''') и a#''- g#'' (e#'''- d#'''), = .

Вторая , используется для трели b''- a#'' (f#'''- e#'''), с аппликатурой и возвращением на g#'' (d#''') =.

Трель bb''- a'' (f'''- e''') можно исполнять . Палец, участвующий в трели (5) следует держать как можно ближе к инструменту для компенсации завышения тона bb'' (f''') = . Это трель всегда должна начинаться стандартной аппликатурой bb'' (f''') = . Используйте для a''- g'' (e'''- d''') с возвратом к стандартной аппликатуре g'' (d''') = при движении вниз, и стандартной аппликатуре bb'' (f''') = при движении вверх.
Трели bb''- a'' (f'''- e''') можно играть как с возвращением в g'' (d''') = .

b'' (f#''') Стандартная аппликатура: . Единственной полезной альтернативой является для мордента или возврата с c#''' (g#''') или для трели c#'''- b'' (g#'''- f#''') с разрешением в a'' (e''') .

c''' (g''') Стандартная аппликатура: . Если использовать или , тон может быть слегка занижен. Последняя аппликатура обеспечивает альтернативу для трели c'''- bb'' (g'''- f''') . Для мордента и трели db'''- c''' (ab'''- g''') можно использовать с возврату к стандартной аппликатуре bb'' (f''') = . Обратите внимание, что исполнять вторую альтернативу нужно неакцентируя.

Трели c'''- bb'' (g'''- f''') можно исполнять , в этом случае начинать нужно с c'' (g''') = так как альтернативную аппликатуру невозможно исполнить быстро.

c#'''/db''' (g#'''/ab''') Стандартная аппликатура: . Исполнение этой ноты, как известно, требует тщательной артикуляции. При покупке новой флейты следует обратить внимание, как звучит именно эта нота. может быть использована в обычном восходящем и нисходящем легато a''- b''- c#'''- d''' (e'''-f#'''- g#'''- a'''). Аппликатура должна быть использована для легато e'''- d#'''- c#''' (b'''- a#'''- g#'''), так как весьма трудно перейти без ощутимого клика с d#''' (a#''') на трудноимсполнимую c#''' (g#''').

d''' (a''') Стандартная аппликатура: . Это нота трудна в исполнении и часто звучит удручающе низко.
Аппликитура может быть использована для трудной трели eb''' -d''' (bb'''- a''') с возвратом к нотам в стандартной аппликатуре. Альтернативой для этой трели является , с возвратом к нотам в стандартной аппликатуре. Последняя используется также для не менее трудной трели e'''- d''' (b'''- a''') , с возвратом к стандартной аппликатуре. Оба эти трели невозможны в стандартной аппликатуре из-за сильного "клика". Еще одно использование этой альтернативы – разрешение трели f'''- e''' (c''''- b''').

eb'''/d#''' (bb'''/a#''') Стандартная аппликатура: которая часто даёт завышенный тон, поэтому на многих флейтах лучше играть . Использование для трели eb'''- d''' (bb'''- a''') уже обсуждалось. Другой альтернативой для этой трели является использование eb''' (bb''') = со стандартной аппликатурой в разрешении. Этот переход тоже "кликает", но вполне терпимо.

e''' (b''') Стандартная аппликатура: . Наряду с для легато e'''- d''' (b'''- a''') обсуждавшегося выше, единственной полезной альтернативой для e''' (b''') является . Этот вариант часто даёт заниженный тон, его не стоит артикулировть. Он используется только в быстром пассаже d'''- e'''- f''' (a'''- b'''- c''''), чтобы избежать очень шумного "клика" между d''' (a''') и e''' (b''') в пользу более тихого между e''' (b''') = и f''' (c'''') = .

f'''(с'''') обычно берётся . На многих флейтах эту ноту трудно исполнить, особенно когда звуковой канал загрязнен или заблокирован с конденсацией. Особенно чувствительно к степени закрытия пальцем октавное отверстие. Эта чувствительность варьируется от инструмента к инструменту. Разборка флейты и тщательная очистка звукового канала мягкой зубной щеткой, смоченной в растворе слабого моющего средства, часто значительно улучшает звук.
Творческий подход к исполнению легато и мордентов восходящих к f'' (c''') поможет избежать проблем связанных с этой капризной нотой. Далее будут рассмотрены практические вопросы относящиеся к исполнению нот третьей октавы.
Дэвид Беллуджи указывает на то, что иногда верхнее f''' (c'''') удобнее играть как . Эта аппликатура звучит очень мягко. Это особенно полезно для трели g''' (d'''')-f''' (c'''') . Эта аппликатура может быть использована и для легато gb''' (db'''')-f''' (c''''), в котором gb (db'''') берётся как .

На некоторых инструментах звучание верхнего f''' (c'''') можно значительно улучшить путём уменьшения диаметра раструба. Для этого в головку инструмента, приблизительно на уровне клейма производителя вставляется небольшое пластиковое кольцо. Более подробные инструкции можно найти в Brown (1989) и Kottick (1975).

Третья октава f'''- c'''' (c''''- g'''')

Далее значок "X" указывает на полное закрытие выходного отверстия (раструба). При исполнении сидя, головка флейты прижимается к колену. Техника прикрытия раструба широко используется при игре на волынке и имеет аналог в технике игры на валторне, так что мы не должны относится к этому, как к чему-то особенному. Использование техники закрытия раструба блокфлейты упоминают Мартин Агрикола (1529) и Джироламо Кардано (ок. 1546), следовательно, есть исторические прецеденты ее использования. Если музыкант не сидит, можно использовать специальную заглушку раструба.

f#'''/gb''' (c#''''/db'''') это «пугало» для флейтистов. Эта нота редко звучит правильно даже у опытных музыкантов, простого решения этой проблемы не существует. Следующие аппликатуры можно рекомендовать в качестве альтернатив: , , , , (), и . Наиболее предпочтителен по звуку последний вариант. Он производит легкий, ясный, хороший тон и, обычно, с приемлемой интонацией. К сожалению, его использование не всегда возможно и выглядит не вполне элегантно.
Из других аппликатур вероятно, наилучшая (), так как ее легко воспроизвести на большинстве блокфлейт. Как большинство нефиксируемых аппликатур, она звучит заметно завышенно и должна исполняться как можно нежнее. Если ноту в этой аппликатуре нужно зафиксировать (крайне редко), то следует приближать оставшиеся пальцы к оверстиям, (что даст почти ) до тех пор пока не прозвучит наиболее точный звук. Это аппликатура не подходит для исполнения быстрых пассажей, но удобна в связке с g''' (d'''') = ().
используется для трели и легато от e'' (b''') = и от f''' (c'''') = . Эта аппликатура должна исполняться без акцентирования.
Выбор той или иной из возможных аппликатур зависит от характеристик конкретного инструмента и музыкального контекста. Собственно, f#''' (c#'''') редко используются в репертуаре в стиле барокко. Как правило, для этих целей используются инструменты в строе G (D), на которых эта аппликатура - просто . Современные композиторы вполне обоснованно предлагают альтернативные пассажи или транспонирование на октаву ниже, если необходимо.

g''' (d'''') Стандартная аппликатура: . Менее удобный вариант () полезен в сочетании с f#''' (c#'''') = ().
Ноты выше g''' (d'''') просто бесполезны на большинстве блокфлейт и, кроме авангардистских произведений, встречаются нечасто. Несколько заметных исключений можно найти в работах Телемана. В своем "Концерте фа мажор для блокфлейты альт и струнных" (Hortus Musicus 130), Телеман использует пассажи, включающие a''' и g#'''. В известной "Сонате фа мажор" из Der Getreue Musicmeister он использует с'''' - самую высокую ноту, встречающуюся в репертуаре барокко.

g#'''/ab''' (d#''''/eb'''') все чаще используется современными композиторами, пишущими в более или менее традиционном стиле. Ее можно играть как , , или . Первые две аппликатуры зачастую неповоротливы, но полезны в легато от g''' (d''''), хотя и имеют тенденцию звучат низковато. Более приемлемыми являются две последних аппликатуры.

a''' (e'''') легко сыграть как или . Получается обычно мягкий и вязкий звук. Часто предлагается , но, как правило, это звучит громко, резко и заметно заниженно.

bb''' (f'''') лучше исполнять . Нота легко играется, имеет отличный тембр и правильный тон.

b''' (f#'''') легко получить из аппликатуры с сильным акцентом и высоким давлением дыхания. При необходимости тон ноты может быть скорректирован в сторону повышения, приоткрытием отверстий 1 и 2, таким образом получается почти

c'''' (g''''), используемые в Сонате Телемана, упоминутой выше, могут быть воспроизведены путем агрессивного передува . Этот звук всегда резкий и очень заниженный. Его настройка может быть скорректирована в сторону повышения, небольшой утечкой через приоткрытое отверстие 1: . Звук очень высокого качества можно получить путем прикрытия свистка правой рукой и аппликатурой . Это невозможно, в контексте быстрых пассажей, но предпочтительнее там, где звук должен быть длительным, устойчивым.
Для других нот выше g''' (d'''') неоценимое значение имеют расширенные таблицы предложенные Waitzman (1978), Феттер (1973), Hauwe (1992) и Хеннинг (1998). Другие полезные замечания можно найти у Роуланд-Джонс (1973).
Громкостью, интонацией и подачей нот выше c'''(g'''') можно управлять с помощью утечки из первого отверстия. Техника таких аппликатур описана в статье Робинсона (1997) как "экстраординарные открытия", сделанные Вальтером ван Хоуи. На самом деле это используется на протяжении веков опытными музыкантами. Еще в 1535 году Сильвестро Ганасси писал: "Заметьте, вы можете сделать любую ноту более мягкой путем лёгкого приоткрытия отверстий и соответствующим меньшим дыханием". И Hercole Bottrigari пишет в 1594 году о духовых инструментах (например блокфлейты): "Даже если эти духовые инструменты могут иметь определенную неповоротливость из-за их неподвижных отверстий, опытные музыканты, однако, могут использовать немного меньше или немного больше дыхания, могут открыть отверстия чуть больше или чуть меньше, приближая звуки к гармонии. Эксперты это и делают. "

Общие соображения

У блокфлейт чрезвычайно широкий набор аппликатур, альтернативы есть практически у каждой ноты. В этой статье присутствует несколько искусственное деление аппликатур на "обычные" и "альтернативные". Выбор подходящей комбинации аппликатур для достижения желаемого конечного результата является грамматикой блокфлейты. Глубокое понимание этой грамматики в противовес неорганизованному знанию десятков различных аппликатур вносит вклад в истинное понимание техники игры на блокфлейте.

Избегайте использования альтернативных аппликатур без определенной цели. На вопрос, почему вы используете конкретную аппликатуру для ноты, вы в любое время должны быть в состоянии ответить без колебаний.

Избегайте использования альтернатив в ансамблевой работе, так как они часто звучат слегка не в тон. Помните, что точно так же как и с обычными нотами, тон альтернативных аппликатур можно слегка занизить слабым дыханием и завысить сильным. Насколько это возможно, избегайте использования альтернативных аппликатур для акцентированных и длительных нот.

Развивайте гибкость ума в подходе к аппликатурам. Помните, что альтернативные аппликатуры ни не являются уникальными исключительно для блокфлейт. Изучайте другие духовые инструменты, в частности, блокфлейты эпохи возрождения, тростевые инструменты (крамхорны, волынки, сопилки, раушпфйафы и т.д.). Это будет способствовать развитию вашей техники.

Я бы еще раз подчеркнул необходимость начинать и окончивать трели нормальной аппликатурой где это возможно.
Для сложных нот второй и третьей октавы интонации альтернатив можно регулировать путем изменения диафрагмы октавного отверстия, а также путем изменения высоты подъёма пальцев, участвующих в трели, и управлением давленим дыхания.
Общие принципы выбора аппликатуры для поперечной флейты установленные Rockstro (1928) в равной степени справедливы и для блокфлейты.

1. Никогда не используйте альтернативные аппликатуры, измененяющие высоту нот, находящихся рядом друг с другом. Правда, иногда изменение тона бывает необходимым (особенно часто в отношении блокфлейты), для достижения динамического эффекта.
2. Не используйте "занижающую" аппликатуру для одной ноты и "завышающую" для другой, находящихся рядом, Лучше, выбрать посдледовательность занижающих или последовательность завышающих аппликатур с тем, чтобы впоследствии скорректировать всю группу методом изменения интернсивности дыхания.
3. Для исполнения медленной музыку, выберайте аппликатуры, даюющие наиболее точный звук независимо от того, насколько они трудны. При исполнении быстрых пассажей можно пожертвовать точностью в угоду гладкости и удобству исполнения.
4. Избегайте ненужных изменений. Главное предназначение альтернативных аппликатур - сохранение гладкости, они сравнительно редко необходимы в стаккато, а многие из них - совершенно непригодны.
5. Во время исполнения быстрых пассажей любые отверстия могут быть закрыты без причинения значительного вреда интонации или тону.


Waitzman (1978) советует, выбирать аппликатуры, которые требуют наименьшего количество движений пальцев, в противоположность обычному движению при переходе от одной ноты к другой, особенно это применимо к быстрым пассажам.
Из этой статьи следует вынести главную идею: использование альтернатив следует избегать, где это возможно. Этого взгляда прирживаются также Дэвенпорт (1964), Хант (1977) и Роуланд-Джонс (1973). Последний автор лаконично выразился:
"Альтернативные аппликатуры для блокфлейты делают исполнение не проще, а сложнее!"

Литература

  • Agricola, M. (1529). Musica instrumentalis deudsch ... Rhau, Wittenberg. Transl. & ed. by W.E. Hettrick as The 'Musica instrumentalis deudsch' of Martin Agricola. Cambridge University Press, Cambridge (1994).
  • Blaker, F. (1988). Opening measures: More trills, fewer spills. American Recorder 39(4): 28-29.
  • Bolton, P. (2005). XVIIth century recorder fingerings (Ganassi or pre-baroque). Recorder Magazine 25(1): 7-12.
  • Bolton, P. (2005). Historical Recorder Fingering Charts. Accessed 31 July 2005.
  • Bowman, P. (1994). Fingerings and finger movements. Recorder & Music 14(3): 81-84 (1994).
  • Bowman, P. (1995). The use of non-standard or alternative fingerings. Recorder Magazine 15(3): 84-86.
  • Brown, A. (1989). The Recorder: A Basic Workshop Manual. Dolce, Brighton
  • Cardan, Jerome (ca 1546). De Musica. Published as Hieronymi Cardani Mediolensis opera omnia, Sonius, Lyons (1663); transl. & ed. with an introduction by C.A. Miller as Hieronymus Cardanus, Writings on Music, American Institute of Musicology, Rome (1973).
  • Charlton, A. (1981). The Charlton Method for the Recorder: A Manual for the Advanced Recorder Player. University of Missouri Press, Missouri.
  • Davenport, L.N. & E. Katz (1964). Controversy: I. Alternate fingerings. The American Recorder 5(4): 11-13. Fischer, J. (1990). Die Dynamische Blockflöte. Moeck 4048, Celle.
  • Griscom, R. & D. Lasocki (1995). The Recorder: A Guide to Writings about the Instrument for Players and Researchers. Garland Publishing, Hamden.
  • Hanning, I. (1998). Die dritte Octave der Altblockflöte altes Neuland. Windkanal 3-98: 6-9.
  • Hauwe, W. van (1984-1992). The Modern Recorder Player. Vol. I (1984), II (1987) & III (1992). Schott, London. German translation of vol. 1 by Matthias Weilenmann as Moderne Blockflötentechnik, Schott, Mainz (1987).
  • Hunt, E.H. (1977). The Recorder and its Music. Ernst Eulenburg Ltd, London.
  • Kottick, E.L. (1975). Tone and Intonation on the Recorder. McGinnis & Marx, New York.
  • Linde, H.M. (1975). The Recorder Player's Handbook. Schott/Belwin-Mills, New York.
  • Loretto, A. (1997). Letter: Bell key fingering. Recorder Magazine 17(1): 31.
  • Miller, C.A. (1971). Jerome Cardan on the recorder. The American Recorder 12 (4): 123-125.
  • Orr, H. (1961). Basic Recorder Technique. B.M.I./Berandol, Toronto. 2 vols.
  • Reichenthal, E. (1991). Effective use of exceptional fingering. American Recorder 32(4): 16-17.
  • Robinson, A. (1997). Quiet high notes: An extraordinary discovery. Recorder Magazine 17(4): 139.
  • Rockstro, R.S. (1928/1967). Treatise on the Flute. Edn 2. Musica Rara, Milan.
  • Rose, P. (1996). In Living Color: How to use alternate fingerings to produce timbre and dynamic effects in a musical way. American Recorder 37(20: 12-15.
  • Rowland-Jones, A. (1959/1973). Recorder Technique. Oxford University Press, London.
  • Rowland-Jones, A. (1962). A Practice Book for the Treble Recorder. Oxford University Press, London.
  • Rowland-Jones, A. (1978). Introduction to the Recorder: A Tutor for Adults. Oxford University Press, London.
  • Rowland-Jones, A. (1995). A short history of partial venting. The Recorder Magazine 15(2): 48-50.
  • Thomas, D. (1999). Harmonics and Fingering. Recorder Magazine 19(2): 48-50.
  • Vetter, M. (1969). Il Flauto Dolce ed Acerbo. Moeck, Celle.
  • Waitzman, D. (1978). The Art of Playing the Recorder. AMS Press, New York.
  • Walsh, E.G. (1999). Timing of finger movements in musicians. Abstract of EUCHMI/Galpin Society Conference, Edinburgh, July 1999.
  • Weisber, A. (1975). The Art of Wind Playing. Macmillan, New York.
  • Wells, P.G. (2000). “Giving the Fingers” I. Recorder Magazine 20(2): 59-62.
  • Wells, P.G. (2001). “Giving the Fingers” II. Recorder Magazine 21(1): 8-11.
  • Wollitz, K. (1982). The Recorder Book. Knopf, New York.

MUZA-W Home Page

Аппликатура Блокфлейты
Музыкальный софт

 Аппликатуры
 Ноты

 Гиперссылки  
 


© Wowwi 1999-2017 wowwi@mail.ru